вторник, 8 ноября 2011 г.

Ремонт подъезда как пример украинской демократии. Часть 1

Благоустройство подъезда как пример украинской демократии
Часть 1, она же вводная или Как заставить систему работать против неё самой

Центр Львова для приезжих - это фестивали и праздники, 100500+ кафешек, ресторанов. других здачных мест и все это на фоне прекрасных архитектурных шедевров, которые строились веками и каким-то чудом дошли до нас.
Центр Львова для тех, кто там живет - кафе-бар с музыкой до полуночи напротив, пробки и толпы гомонящих туристов. Приходит понимание того, что для кого прекрасная архитектура, а кому - 100+ летние дома, которые не видели ремонта как минимум последних 20 лет. Дома обслуживают пережитки прошлого - ЖЭКи (они же - Львовские коммунальные предприятия), где на нет ни денег, ни людей, а если там вдруг что и появляется, то куда-то все бесследно исчезает.

Этот рассказ про то, чего мне удалось и не удалось добиться в неравной борьбе за благоустройство нашего дома за последних полгода.
Дом расположен недалеко от Старого ЦУМа (ныне Магнуса) и являет собой типичный пример того, в каком состоянии находится жилой фонд центра города:
  1. Дом за деревьями не видать, ветки метут по фасаду.
  2. Фасад - отдельная тема. Потоки воды из прогнивших водостоков и, как результат, облетающая кусками по 5кг штукатурки, осыпающаяся лепнина - вот оно, лицо дома. Аварийный балкон вспоминать не будем.
  3. Крыша - текла как решето, но усилиями жильцов была полностью перекрыта. 
  4. Инженерные системы... Дымоходы разной степени забитости, протекающая канализация и водяные трубы. Электрика - хитросплетение алюминиевых соплей и столетней автрийской медной проводки да помноженное на надцять "жуков" в вечноискрящих пробках.
  5. Деревянные перекрытия, частично замененные на бетонные. Одна из балок перекрытия между третим этажом и чердаком провисла на 60см.
  6. Подъезд - облупленные стены, следы локальных подкрасов "до Паски". Стекла в дверях и окнах отсутствуют, плафоны разбиты, лампочки не горят. Двери не закрываются, замков нет.
  7. Так можно продолжать довольно долго.
Как можно довести дом то такого состояния? Все мои хождения по инстанциям и общение с соседями лишь укрепили меня во мнении, что один из корней проблемы - это зона чувства отвественности человека. У нас все "владельцы квартир", а не сожители одного дома и разница в том, что владелец квартиры трясется только за свою квартиру и то, что может навредить или принести пользу ему. Он будет жить с гнилыми трубами в подвале, пока они не затопят ЕГО подвал, пока крыша не протечет к НЕМУ он и не шелохнется. Как только начинаешь делать хоть что-то, что не приносит пользу твоим интересам, то все начинают искать причину. Красит дверь в общий подвал? Видать хочет захватить его весь и т.д.
Вторая причина апатии в том, что люди не верят, что могут что-то изменить. ЖЭКи ничего не делают, писать в инстанции смысла нет, да и вообще тратить свое время нет никакого толку. Все так и не так, нужно не забывать, что под лежачий камень вода не течет.

Чтоб решить практический любой вопрос, нам понадобятся следующие инстанции:
  1. ЖЭК
  2. Районная администрация (Галицкая в моем случае)
  3. Львовский городоской совет
  4. "Горячая" линия мэра
  5. В специфических случаях помогают профильные управления и контролирующие органы.
Тут следует сделать отступление и поговорить немного о том, как следует общаться с зоопарком начальников ведомств, с которыми прийдеться стыкаться на своем пути. 
Правило первое: говорите спокойно. Раз в год даже самая апатичная бабушка доходит до начальника и начинает высказывать все, что у неё в душе накопилось, поэтому на крики, истерики, повышенные тона и прочие спецэффекты такие люди не реагируют. 
Правило второе: всегда владейте инициативой. Ситуация "ждите нашего звонка" недопустима - не ясно когда позвонят и кто, поэтому всегда четко оговаривайте/прописывайте кто, когда, где и т.д.
Правило третье: времени не жалко, главное не тратить его впустую. За чиновниками бегать долго, лучше заставить их бегать и контроливать друг друга.
Надеяться на порядочность, взаимопомощь и понимание со стороны чиновников не следует. Вас будут пытаться отшить, продинамить и всяческими способами отвадить от хождений - тут главное не сдаваться и следовать третьему правилу.
Сначала составим план, поделив все задачи по уровню приоритетности и возможности реализации, в моем случае было так:
  1. Обрезка деревьев на улице.
  2. Круглосуточный магазин напротив втихаря торгует спиртным после 22.00, место сбора шумящих алкашей.
  3. Ремонт подъезда
  4. Ремонт обвисшего перекрытия
  5. Ремонт фасада.
  6. Куча всяких мелочей (трубы, канализация)
Следует отдавать себе отчет, что все вам не сделают и не починят, но всегда можно договориться, чтоб, к примеру, вы спонсируете материалы, а ЖЭК дает работников и .т.п. Почему вы должны давать деньги за какие-то там ремонты, если платите квартплату? Не должны и можете не платить, но и ЖЭК из пустого не нальёт - и ситуация (текущие трубы, к примеру) сама не решится. Для особо въедливых, я приведу смету на разные виды работ - сумы, как правило, небольшие.

Обрезка деревьев
Деревья обрезает не ЖЭК, на это выделяют деньги из районной администрации.  У них есть план улиц, где будет проводиться обрезка и нам нужно внести нашу улицу в этот список. Сезон обрезки деревьев - ранняя весна или поздняя осень.
Самый простой способ: горячая линия мэра. Звоним, рассказываем о проблеме, на том конце телефона создают запрос и перенаправляют его напрямую в районную администрацию. Через пару дней мне перезвонили, уточнили информацию и сообщили, что наша улица добавлена в нужный список.

Круглосуточный магазин
С магазином/клубом/баром все сложнее. Претензия к нему была одна - постоянный шум поддатых людей, которые, купив в магазине выпить и закусить, прямо на ступеньках магазина и распивали. Боремся просто: сначала звонки в милицию, которая обязана реагировать и устранят нарушения общественного порядка в ночное время. Каждый вызов регистрируется, можно поднять историю вызовов - это помогает доказать, что шум там постоянный. В милицию лучше звонить с мобильника, так мы попадаем на дежурного по городу (если звонить с домашнего, то нас перекидывает в районную часть, а они страсть как любят не приезжать на такие вызовы в 03:00 ночи).
Есть вызовы, а теперь нужна официальная бумага. Пишем заявление (пример) в отдел торговли при городском совете и относим в Центр обслуживания жителей (Ратуша). Теперь у нас есть зарегестрированное заявление на имя начальника отдела торговли и можно с этим заявлением к начальнику записаться на прием (прием проводится раза два в месяц). На приеме расспрашиваем о тех шагах, которые были сделаны по нашему заявлению.
Отдел торговли не может закрыть магазин или отобрать лицензию, но они по заявке обязаны устроить проверки, а проверяющие из магазина с пустыми руками не уходят ;). Такое давление на магазин способствовало тому, что недели через три со мной связался директор магазина, решив прийти к консенсусу. Мировой договор был прост: никакой продажи алкоголя ночью, никакого шума - тогда торгуйте спокойно. Так получилось добиться, что у нас уже как полгода тиш да благодать.

Ремонт подъезда
Я не имел дел с ЖЕКом ранее и все мои суждения базировались на рассказах тех, кто стыкался с этой структурой. В нашем доме хватало проблем, но я в силу юности не забивал себе этим голову, а  родители и соседи писали заявления, ходили и бегали по инстанциям, но толку от этого не сказать чтоб было много.
Знакомство с ЖЕКом у меня началось неважно. Пришел, рассказал ситуацию, выслушал кучу обещаний и... ничего. Пришел через неделю, а меня и не узнают: "Вас тут не було, я вас не знаю". Тут то все и завертелось: я позвонил в "Горячую линию" городского главы и по каждому проблемному пункту открыл запрос. Набралось пунктов пять-шесть и тут начались чудеса - из ЖЕКа прилетели к нам через час после моих звонков. Главный инженер, к слову, лентяй редкий и уже уволен, сделал круглые глаза посетовал и поведал, что их начали из-за нас начали донимать звонками с "Горячей линии", но нам это ничем не поможет. Я пошел напрямую к начальнику ЖЕКа, посетовал на его работников, описал в кратце ситуацию и преложил прийти к консенсусу- ЖЕК делает свою работу без каждодневного пинания с моей стороны или мы поиграем в бюрократию. Начальник ЖЕКа в кои-то веки у нас нормальный, меня понял и с тех пор проблем с ЖЕКом нет: все, что могут - делают, где не могут - жильцы им помогают (цемента мешок-два и т.п.).

Многое мы (жильцы) сделали сами: починили двери (петли перевесили, рамы укрепили), в них вставили замки, что избавило нас от праздношатающихся личностей типа бомжей, алкашей и поддатых дворников, почистили подвалы и чердаки (ЖЕК может и должен это делать сам, но ждать 10 лет этого счастья и жить в грязи - не наш выбор).
Я собрал все зарегистрированные заявления, которые подписали жильцы дома и приложил их к коллективному заявлению(пример), которое подал в Галицкую администрацию на имя начальника. Нам способствовал ЖЕК, который по нашему требованию провел осмотр дома и добавил нас в списки домов, которым нужны ремонты. Есть три (может и больше, не в курсе) списка на ремонты: фасад, балкон и все остальное. Эти списки несколько (один-два) раза в год ЖЕКи подают в районную администрацию и на их основании планируется финансирование ремонтов.
С коллективным заявлением и зная, что ЖЕК подал нас в списки по ремонту я и записался на прием к главе Галицкой администрации, но был перенаправлен к его заместителю по делам ЖКХ. На приеме я описал состояние дома, наши многолетние тяжбы с ЖЕКом, похвалил нынешнее руководство, которое делает хоть что-то. Заместитель по делам ЖКХ при мне перезвонил начальнику нашего ЖЕКа, мы на троих обсудили все еще раз, после чего меня заверили что деньги на ремонт будут. Дела, напомню, было в июле-августе.
В сентябре ЖЕК уже нанял подрядчика, который и начал ремонт подъезда. Объем работ был проделан немалый: обвисшее перекрытие заменили, подъезд нормально поштукатурили и покрасили, двери покрасили и застеклили, окна пластиковые(!) вставили. Сумарная смета работ - 16000 грн, которые ЖЕК успешно проплатил.  

Что в подъезде мы сделали сами за прошедший год:
  1. Поменяли все пробки на автоматы. Поменяли провода между этажами. Смета - 3000грн.
  2. Замки на все двери - 200грн. Петли на старые двери - 100грн. 
  3. Светильники в коридоры - 105грн за 3 штуки, лампочки - 85грн.
  4. Трубы в подвале - от ЖЕКа были сантехники, от нас - материалы - 300грн.
  5. Две машины для вывоза мусора из подвалов/чердака - 700грн.
  6. Всякого по мелочи - 100грн.
Итого - 4590грн.

Про ОСББ
В многоэтажках ОСББ может и имеет право на жизнь (хоть и тяжело организовать массу людей с нашим-то менталитетом), но в условиях домов старой застройки ОСББ практически лишено смысла. Имеем дом в три этажа, площадь квартир 440-460м2, квартплата - 1.84грн за м2. С дома в месяц имеем 460 * 1,84 = 846.4грн. ОСББ обязано нанят бухгалтера, уборка в подъезде, текучка - откладывать деньги на капитальные вещи не получиться, а если учесть, что половина квартир в доме по разным причинам пустуют, то будущее ОСББ в центральной части города выглядит туманно.

Сейчас пробую таки выбить ремонт фасада, хоть и это и непросто, ведь денег нехватает даже на плановые ремонты домов, которые перейдут в ОСББ. Из всех моих хождений по мукам я понял следующее:
  • с бюрократией можно бороться
  • чиновника нужно бить чиновником - пусть разные ведомства гоняют друг друга.
Это мой опыт, не претендую на истину, но вдруг кому поможет.

Stay tuned.

2 комментария:

  1. Снимаю шляпу перед вашей решительностью :)
    Полезный опыт, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну що тут скажеш - молодці ви :) Правильно використали ті немалі можливості, які створені у Львові для контролю діяльності ЖЕКів.

    ОтветитьУдалить